- душа
- душа/этим словом обозначаются два понятия. Во-первых, это жизнь человека (Быт 2.7; 3Ц 19.4; Иез 32.10; Мф 2.20; Лк 12.20; 21.19; Деян 4.32). Во-вторых, это отдельная человеческая особь, личность (Быт 9.15; 46.26; Иез 27.13; Деян 2.41; 3.23).Душа это жизнь, которая присутствует в крови и в этом смысле её имеют также и животные (Лев 17.14). Из Лев 17.12-13 следует, что душа животного остается в его крови даже и после его смерти и возвращается в землю. Душа же человека после смерти тела возвращается к своему Творцу, Который дал её ему (Ек 12.7). Никаким анализом невозможно определить наличие (или отсутствие) души в крови и это есть одна из величайших тайн Божиих, как и сама жизнь.Знаменательно, что в соответствии с Быт 1.30 растительная пища была дана только тем животным, в которых "душа живая". Только этих животных (и птиц) человек в дальнейшем употреблял в пищу и для жертвоприношений. Ничего подобного не сказано о хищных животных, которые поедают чужую плоть (вместе с кровью).Знаменателен и другой факт. В Быт 1.26-28 и Быт 2.7 говорится о разных фазах творения человека (см.). В первой фазе Бог сотворил мужчину и женщину и не вдунул в человека душу, но предложил ему плодиться и размножаться и наполнять землю, и владеть ею и всеми животными. Во второй фазе Бог сотворил человека (без жены), вдунул в него душу и поместил его отдельно, в раю, который насадил для этого на востоке, а когда понадобилось, привел к нему всех животных (Быт 2.19). После того, как среди них не нашлось ему подходящего помощника (очевидно в телесном, животном смысле), тогда Бог создал из ребра Адама женщину (жену), которая ему подошла. После грехопадения Адама он был изгнан из рая в общую землю для возделывания её (Быт 3.23). Тут и соединились два человека-бывшие на земле "сыны и дочери человеческие" и вышедшие из рая "сыны Божии" (Быт 6.2).Душа человека вечна, поэтому ее, в отличие от тела, убить нельзя. В Мф 10.28 "погубить" не значит уничтожить её, но ввергнуть в геенну (Лк 12.5), в которой она будет мучиться вечно (От 14.10-11). Христос на кресте обещал взять разбойника с Собой в рай (Лк 23.43) и ясно, Он говорил о его душе, которая будет там вечно блаженствовать.Здесь вплетается еще одно очень важное и таинственное понятие-время. Бог сказал Адаму: "...в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт 2.17). После вкушения от дерева познания добра и зла Адам жил еще 930 лет. Также и в случае обещания Христа разбойнику ("ныне же будешь со Мною в раю") "ныне" могло наступить только через 40 дней, в которые Господь оставался на земле. (См. время, кровь, жизнь, рай, смерть, творение, человек).
Библейский словарь. Н.Глубоковский. . 2014.